Полуфинал московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Новый учитель музыки»
Проект «Тайна и таинство Моцарта»
Проект «Здравствуйте, Пушкин»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
АКТУАЛЬНОСТЬ - СТРАТЕГИЯ ТАКТИКА - ОЦЕНКА
Командная разработка социально-значимого образовательного проекта «Современный кабинет музыки».
Девяткина Елена Юрьевна, Заслуженный учитель РФ выс. кв. кат., учитель музыки, руководитель Детского образцового коллектива вокальной студии «Звуки музыки»
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ: зачем нужен проект и какие задачи он решает?
В XXI веке человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная школа. Поэтому модернизация стала одним из самых важных направлений развития образования, которая входит во все структуры школьной жизни. Музыка во всем и все в музыке -конвергентность и метопредметность - основные принципы работы с учащимися. Повышение общей культуры школы, формирование эмпатии и эмоционального интеллекта на уроках музыки, способствуют интеллектуальному личностному развитию ученика, а также раскрытию его творческого потенциала.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно На уроке музыки сочетаются разные формы музыкальной деятельности школьников. Современное музыкальное образование осуществляется в условиях интегративной связи музыки, театра, живописи и литературы. Дети не только учатся слушать и понимать музыку, но и креативно проявляют себя, пробуют в различных видах деятельности: становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрального действия, маленьких импровизаций, участвуют в проектах, исследовательской деятельности. Всё это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Высокий уровень эффективности музыкально-педагогического процесса обеспечивается созданием на базе кабинета музыки учебно-методического комплекса, включающего:
- современный уровень технической оснащённости;
- полноценную фонотеку, располагающую достаточным объёмом записей музыкальных произведений разных жанров и стилей;
- видеотеку, состоящую из видеопособий, видеофильмов, видеозаписей; слайдов с репродукциями произведений живописи, скульптуры, архитектуры разных эпох от античности до современности;
- тематическую библиотеку, в составе которой должны находиться различные музыкальные словари, энциклопедии, учебники по музыке для общеобразовательной школы; желательно, учебники по музыкальной литературе для музыкальных школ; книги по истории музыки, книги о музыке и музыкантах и т.д.;
- нотную библиотеку, располагающую достаточным объёмом произведений вокальной и инструментальной музыки, различными учебниками по сольфеджио;
- подбор дидактического раздаточного материала, необходимого для урока музыки и внеклассной работы: партитуры песен и хоровых сочинений, карточки с ритмоинтонациями, ритмоформулами, цветные карточки для первоначальной работы по определению формы и т.д.;
- наличие необходимого для коллективного музицирования количества разнообразных элементарных музыкальных инструментов (треугольники, кастаньеты, бубны, маракасы, ксилофоны, металлофоны, колокольчики, блокфлейты и т.п.)
- Анализ проектной идеи: ясность – реалистичность – сила
Начало модернизации осуществилось в том, что в кабинетах появились персональные компьютеры, помогающие в подготовке материалов для урока, являющиеся своеобразным портфолио учителя. Активно используются и создаются слайд - презентации, которые помогают детям самостоятельно рассказывать о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, разрабатываются темы творческих работ, проектов, исследовательской деятельности, заданий для проведения олимпиад и конкурсов школьного уровня.
Увлечь, заинтересовать, научить слушать народную и классическую музыку с помощью видеопросмотров – главная цель учителя, так как в 7-8 лет, ученикам интересно: как выглядят исполнители, как они держатся на сцене. В 10-11, когда изучаются жанры музыки целиком, дети способны следить за ходом сюжета, а в 14-15, они уже могут искать и слушать классику самостоятельно. Актуальность мультимедийной аппаратуры на уроках музыки, позволяет превратить урок в «посещение» музыкального театра или концертного зала, формирует осведомлённость о содержании национальной художественной картины мира.
В учебно-методическом комплексе (УМК) кабинета музыки представлена система работы учителя по устранению причин трудностей, возникающих у школьника в процессе изучения предмета. Для этого учителями разработаны как контрольные тесты для текущей и итоговой оценки качества знаний, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамик у развития ребёнка.
ЧТО НОВОГО ВНОСИТ ПРОЕКТ?
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство. Игра на музыкальных инструментах, один из видов этой деятельности, которая развивает память и умение сконцентрировать внимание. Способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. При игре на различных музыкальных инструментах у учащихся происходит повышение уровня познавательной и творческой активности, возможность проявления эмоций и понимания своего эмоционального состояния, формирование оптимистического мироощущения, снижение количества испытываемых отрицательных эмоций и снятие психоэмоционального возбуждения. Музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня, как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность.
Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э.Жак-Далькроз).
Игра на синтезаторе – это сравнительно новое направление в музыкальном обучении детей, что является проявлением современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности в образовании.
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование, позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную ёмкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство».
Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др., персональные планшеты.
Модернизация кабинета музыки создаёт условия для раскрытия способностей каждого ученика, поддерживает сформировавшихся талантливых школьников, подготавливает учащихся к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
Скачать презентацию социально-значимого образовательного проекта «Современный кабинет музыки».