Полуфинал московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Новый учитель музыки»

Проект «Тайна и таинство Моцарта»

Проект «Здравствуйте, Пушкин»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
АКТУАЛЬНОСТЬ - СТРАТЕГИЯ ТАКТИКА - ОЦЕНКА

Командная разработка социально-значимого образовательного проекта «Современный кабинет музыки».

img-01

Девяткина Елена Юрьевна, Заслуженный учитель РФ выс. кв. кат., учитель музыки, руководитель Детского образцового коллектива вокальной студии «Звуки музыки»

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ: зачем нужен проект и какие задачи он решает?

В XXI веке человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная школа. Поэтому модернизация стала одним из самых важных направлений развития образования, которая входит во все структуры школьной жизни. Музыка во всем и все в музыке -конвергентность и метопредметность - основные принципы работы с учащимися. Повышение общей культуры школы, формирование эмпатии и эмоционального интеллекта на уроках музыки, способствуют интеллектуальному личностному развитию ученика, а также раскрытию его творческого потенциала.

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно На уроке музыки сочетаются разные формы музыкальной деятельности школьников. Современное музыкальное образование осуществляется в условиях интегративной связи музыки, театра, живописи и литературы. Дети не только учатся слушать и понимать музыку, но и креативно проявляют себя, пробуют в различных видах деятельности: становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрального действия, маленьких импровизаций, участвуют в проектах, исследовательской деятельности. Всё это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Высокий уровень эффективности музыкально-педагогического процесса обеспечивается созданием на базе кабинета музыки учебно-методического комплекса, включающего:

  • современный уровень технической оснащённости;
  • полноценную фонотеку, располагающую достаточным объёмом записей музыкальных произведений разных жанров и стилей;
  • видеотеку, состоящую из видеопособий, видеофильмов, видеозаписей; слайдов с репродукциями произведений живописи, скульптуры, архитектуры разных эпох от античности до современности;

img-02

  • тематическую библиотеку, в составе которой должны находиться различные музыкальные словари, энциклопедии, учебники по музыке для общеобразовательной школы; желательно, учебники по музыкальной литературе для музыкальных школ; книги по истории музыки, книги о музыке и музыкантах и т.д.;
  • нотную библиотеку, располагающую достаточным объёмом произведений вокальной и инструментальной музыки, различными учебниками по сольфеджио;
  • подбор дидактического раздаточного материала, необходимого для урока музыки и внеклассной работы: партитуры песен и хоровых сочинений, карточки с ритмоинтонациями, ритмоформулами, цветные карточки для первоначальной работы по определению формы и т.д.;
  • наличие необходимого для коллективного музицирования количества разнообразных элементарных музыкальных инструментов (треугольники, кастаньеты, бубны, маракасы, ксилофоны, металлофоны, колокольчики, блокфлейты и т.п.)
  • Анализ проектной идеи: ясность – реалистичность – сила

Начало модернизации осуществилось в том, что в кабинетах появились персональные компьютеры, помогающие в подготовке материалов для урока, являющиеся своеобразным портфолио учителя. Активно используются и создаются слайд - презентации, которые помогают детям самостоятельно рассказывать о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, разрабатываются темы творческих работ, проектов, исследовательской деятельности, заданий для проведения олимпиад и конкурсов школьного уровня.

Увлечь, заинтересовать, научить слушать народную и классическую музыку с помощью видеопросмотров – главная цель учителя, так как в 7-8 лет, ученикам интересно: как выглядят исполнители, как они держатся на сцене. В 10-11, когда изучаются жанры музыки целиком, дети способны следить за ходом сюжета, а в 14-15, они уже могут искать и слушать классику самостоятельно. Актуальность мультимедийной аппаратуры на уроках музыки, позволяет превратить урок в «посещение» музыкального театра или концертного зала, формирует осведомлённость о содержании национальной художественной картины мира.

img-03

В учебно-методическом комплексе (УМК) кабинета музыки представлена система работы учителя по устранению причин трудностей, возникающих у школьника в процессе изучения предмета. Для этого учителями разработаны как контрольные тесты для текущей и итоговой оценки качества знаний, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамик у развития ребёнка.

img-04

ЧТО НОВОГО ВНОСИТ ПРОЕКТ? 

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство. Игра на музыкальных инструментах, один из видов этой деятельности, которая развивает память и умение сконцентрировать внимание. Способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. При игре на различных музыкальных инструментах у учащихся происходит повышение уровня познавательной и творческой активности, возможность проявления эмоций и понимания своего эмоционального состояния, формирование оптимистического мироощущения, снижение количества испытываемых отрицательных эмоций и снятие психоэмоционального возбуждения. Музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня, как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность.

img-05

Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э.Жак-Далькроз).

Игра на синтезаторе – это сравнительно новое направление в музыкальном обучении детей, что является проявлением современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности в образовании.

Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование, позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную ёмкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство».

img-06

Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др., персональные планшеты.

Модернизация кабинета музыки создаёт условия для раскрытия способностей каждого ученика, поддерживает сформировавшихся талантливых школьников, подготавливает учащихся к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

img-07

Скачать презентацию социально-значимого образовательного проекта «Современный кабинет музыки».